Не совсем ледяная земля
Возможно, на просторах Интернета вам встречался такой вот «достоверный» факт — Исландия («Ледяная земля») была названа так викингами, чтобы их враги не желали лишний раз соваться сюда. Но это миф, не имеющий ничего общего с реальностью. Правда выглядит так — первый скандинавский поселенец, добравшийся сюда, был сильно расстроен, так как потерял по дороге не только скот, но и родную дочь. Он остался здесь на зиму, а затем вернулся в Норвегию. Тот участок, где он зимовал, был покрыт льдом, и викинг поспешно решил, что это относится ко всему острову. Вот так, из-за ошибки убитого горем человека, Исландия и стала Исландией.
Естественно, это абсурд. Это всё равно что увидеть ровный кусок тротуара, и сделать вывод о том, что вся Земля такая же плоская. Исландия — холодное место, зимой здесь много снега и льда. Но и зелени в летний период года тут тоже предостаточно. Тем не менее, абсурдной кажется мысль о том, что эта северная страна закупает лёд(!), которого, как кажется, здесь должно быть выше крыши. Но это так, и объяснение этого факта звучит на удивление логично и рационально.
Бизнес Фредерика Тюдора
Брать лёд в одном месте и продавать в другом начали сравнительно давно. Большую часть истории люди употребляли напитки тёплыми, подобно своим жившим в пещерах предкам, но с началом 19 века всё изменилось в лучшую сторону. Предприниматель по имени Фредерик Тюдор начал брать лёд в холодных местах, вроде американского штата Мэн, и продавать в жарких странах, например, на Кубе. Гениально, не правда ли? Единственная проблема в том, что лёд тает. Фредерик понял это, и начал обкладывать нежный груз опилками. Если льда было достаточно, то значительная его часть переживала путь длиной более чем в 2500 километров. Поначалу Тюдора встретили прохладно, так как люди сомневались в том, что им нужен лёд. Однако он включил своего внутреннего наркодилера, и отдал потенциальным потребителям первую партию бесплатно, чтобы подсадить их на услугу. И довольно скоро бизнес расцвёл.
В таких местах, как Нью-Йорк и Вашингтон, зимой достаточно холодно, и спроса на лёд нет, однако летом, с наступлением жары, всё меняется. Поэтому Тюдор начал думать, как продавать здесь свой товар в это время года. Единственным решением было взять огромную глыбу льда, поместить в изолированное хранилище, и надеяться, что какая-то её часть доживёт до лета. Это, конечно, удивительно, но идея сработала. Довольно скоро Северная Америка пользовалась привозным льдом, и Тюдор решил поднять торговлю этим товаром на межконтинентальный уровень.
В мире много жарких мест. Индия, например. Доставка была организована до Калькутты, и лёд стал пользоваться популярностью среди богатых британских колонизаторов, привыкших к прохладному климату своей исторической родины. К этому времени технология доставки была усовершенствована до такой степени, что лёд, привозившийся из другой части света, продавался, в пересчёте на нынешний курс, где-то по 2 доллара за килограмм. Ещё через какое-то время поставки начали осуществляться в Лондон, Рио-де-Жанейро, Кейптаун, Гонконг и даже в австралийский Сидней, где он стоил дороже всего — по 4 доллара за килограмм. Естественно, со временем холодильники взяли производство льда на себя, но к тому времени Фредерик Тюдор был уже очень богатым человеком.
Привозной лёд
Сегодня Исландия — это не полудикая языческая страна, население которой не умеет пользоваться холодильниками, как кто-то мог бы подумать. Импорт льда обусловлен другим фактором — экономикой. Дело в том, что в этой стране всё очень дорого. Как и другие северные страны, находящиеся где-то на задворках, она сильно зависит от импорта — нефти, зерна, другого продовольствия. Производить многое из этого на месте не представляется возможным из-за географических особенностей Исландии, но её экономика ориентирована на экспорт, поэтому доставка сюда всего необходимого не является проблемой и доступна по цене.
Самой крупной статьёй экспорта Исландии является рыба, но она в основном вывозится авиацией. Однако в стране, благодаря дешевизне электроэнергии, развито производство алюминия. Этот металл, как и многое другое, что изготавливается в стране, вывозится морем. Это значит, что корабли всё равно идут сюда, поэтому их выгодно заполнять хоть чем-то, чтобы не гонять по океану пустыми.
В то же самое время среднестатистический исландец зарабатывает около 57 тысяч долларов в год. Это один из самых высоких показателей в мире. Также это означает, что производить здесь что-то в небольших масштабах не очень-то и выгодно. Но, если вы взглянете в исландский перечень тарифов, то увидите, что вода, лёд и снег не облагаются налогами для поставщиков из Европейской экономической зоны. Поэтому Исландия импортирует эти товары из «более дешевых» стран ЕЭЗ, вроде Шотландии. Надо только доплатить за транспортировку. А она, как уже было сказано выше, очень дёшева.
Многие государства также не облагают налогом импорт льда, но практически ни в одном из них не встречается такого сочетания факторов, как высокая стоимость внутренней рабочей силы и дешёвый входящий грузопоток. Именно поэтому витрины исландских супермаркетов забиты привезённым за сотни километров импортным льдом, который при этом стоит на 40% дешевле, чем местный.